Из технических источников по промышленным топливным печам известно, что они эксплуатируются с весьма низким термическим КПД, величина которых не превышает 20-30 %, т.е. в 3-4 раза ниже, чем, например, КПД современных парокотельных установок.
Вышеуказанный фактор обуславливается, в основном, очень большими потерями тепла с отходящими дымовыми газами, достигающими иногда 50 – 65 % от количества тепла, подведенного в печь. С целью повышения термического КПД печи используется метод нагрева воздуха, поступающего на горение к топливосжигающим устройствам, в рекуператорах печной установки. При нагреве воздуха в рекуператоре печи количество воздуха, вносимого в печь, увеличивается, увеличивается прямо пропорционально температуре его нагрева, т.е. в приходной части теплового баланса печи возрастает доля (или процентное содержание) поступившего тепла с воздухом, а, соответственно, снижается расход топлива на печь. Возрастает КПД топочного агрегата в целом вследствие снижения уровня тепловых потерь с отходящими дымовыми газами.
Необходимо отметить, что единица тепла, вносимая с подогретым воздухом, идущим на сжигание топлива, более ценна, чем единица тепла, полученная от горения топлива. В данном случае единица тепла, получаемая в печи от горения топлива, только частично используется в ее рабочем пространстве; другая часть уходит с дымовыми газами. Тепло, содержащееся в подогретом воздухе (топливном газе), полностью используется в рабочем пространстве, т.к. в данном случае не увеличивается объем отходящих дымовых газов.